|
||||||||||
|
||||||||||
Микеланджело Антониони
родился в Ферраре 29 сентября 1912 года. Закончив школу, он поступил в Болонский университет,
где сперва изучал филологию, но в конце концов получил специальность экономиста. Во время
учебы Антониони начинает писать кинорецензии для местной газеты Il Corriere Padano,
жестко критикуя итальянские кинокомедии того времени. К этому же времени относится его первая
попытка заняться кино. Однако сьемки, происходившие в психиатрической клинике, не закончились
ничем, так как больные панически боялись осветительного оборудования. К 1939 году Антониони
окончательно решает посвятить свою жизнь кино и переезжает в Рим, где работает в официальном
фашистском журнале Cinema, возглавляемом сыном Муссолини Витторио. Вскоре, однако, ему
приходится уйти оттуда из-за разногласий с редакцией. В это же время Антониони поступает в
Centro Sperimentale изучать кинорежиссуру. Так Антониони приходит в кино. В это же
время он женится в первый раз на Летиции Бальбони. В 1942 году он участвует в написании
сценария фильма Роберто Росселлини Un pilota ritorna, а затем, в 1943 году, в качестве
ассистента режиссера участвует в съемках фильма Энрико Фульчиньони I due Foscari и в
съемках Les visiteurs du soir Марселя Карне во Франции, но вскоре призывается на военную службу в Италии. |
||||||||||
В 1943 году на средства Istituto Luce
Антониони снимает свой первый фильм — документальную короткометражку Gente del Po
о жизни североитальянских рыбаков. Во время оккупации Италии Союзниками Антониони работает
переводчиком и продолжает писать критические статьи для итальянских журналов. По заданию
Лукино Висконти он пишет еще два так и не экранизированных сценария. С 1948 Антониони вновь
снимает короткометражные фильмы. Фильмы Nettezza urbana и L'amorosa menzogna
получили призы "Серебряная лента за лучший документальный фильм" от Итальянского
национального синдиката киножурналистов в 1948 и 1950 году. L'amorosa menzogna участвует в конкурсе Венецианского кинофестиваля. |
||||||||||
В 1950 году выходит первый полнометражный фильм режиссера — "Хроника одной любви" (Cronaca di un amore),
в котором получил свое развитие изобразительный стиль Антониони, обративший на себя внимание
уже в Gente del Po. На съемочной площадке режиссер всегда строго контролировал действия
съемочной группы, так что в блестящей операторской работе в его фильмах есть и его немалая
заслуга. Кроме того, в этом и последующих фильмах все большее внимание уделялось не внешним
мотивам сюжета, а внутреннему состоянию персонажей и их взаимоотношениям. Однако
кинематографическая общественность практически не отреагировала на это произведение. Следует
отметить, что ряд сцен фильма снят в родном городе режиссера, Ферраре, а панорама одного
перекрестка из этой картины будет еще раз через 45 лет воспроизведена Антониони в фильме
"За облаками". Фильму "Подруги" (Le amiche
, 1955), съемки которого были сопряжены с большими финансовыми и организационными трудностями, удалось обратить на себя некоторое внимание критики. На Венецианском кинофестивале он получил "Серебряного льва". Этот фильм в еще большей степени ознаменовал собой отход Антониони от традиционного драматургического построения сюжета. |
||||||||||
|
||||||||||
В последующие годы режиссер много снимает за пределами Италии. В 1966 году Антониони в Лондоне
в короткие сроки снимает фильм "Фотоувеличение" (Blowup) по
мотивам рассказа Хулио Кортасара "Слюни дьявола" (Впрочем, вопрос о том, является ли рассказ
Кортасара литературной основой сюжета, явлется спорным и обращает на себя внимание критики уже
несколько десятилетий). Фильм стал крупнейшим коммерческим успехом Антониони. На Каннском
кинофестивале он получил высшую награду — "Золотую пальмовую ветвь". Фильм
был снят уже без Моники Витти, а еще через некоторое время Антониони окончательно расстается с ней.
Теперь Витти начинает много сниматься, но последующие ее фильмы значительно уступают
в художественном отношении шедеврам Антониони. Из ролей Моники Витти в последующие годы
можно выделить участие в фильме "Призрак свободы" Луиса Бунюэля (Le fantôme de la liberté, 1974). |
||||||||||
Что же касается Антониони, то в 1970 году он снимает в США фильм "Забриски Пойнт" (Zabriskie Point), ставший, в
отличие от предыдущего, его крупнейшим коммерческим провалом и принесший огромные убытки.
Кроме того, фильм не понравился американским властям. В сочинении музыки к фильму приняла
участие группа Pink Floyd. В 1972 году Антониони был приглашен
китайским правительством в страну, и снял документальный фильм "Китай"
(Chung Kuo) для итальянского телевидения. На этот раз резко негативной
была реакция китайских властей, и фильм вызвал скандал. В это время Антониони поражает первый
инсульт. В 1975 году Антониони снимает фильм "Профессия — репортер"(Professione: reporter / The Passenger) с Джеком Николсоном в главной роли. Антониони много путешествует в эти годы. Так, в 1977 он посещает Индию, где снимает короткометражный фильм Kumbha Mela, вышедший на экраны
лишь двенадцать лет спустя. Побывал Антониони и в СССР, где даже собирался снимать фильм.
В 1980 году в телевизионной драме "Тайна Обервальда" (Il mistero di Oberwald) по пьесе Жана Кокто он вновь снимает Монику Витти. Режиссер в эти годы
экспериментирует и в области рекламы и видеоклипа. |
||||||||||
В 1985 году с Антониони, находящимся уже в весьма
преклонном возрасте, случается новый инсульт, который приводит к параличу правой половины тела
и необратимой потере речи. В 1986 году режиссер женится на Энрике Фико, сыгравшей роль второго плана
в его фильме "Идентификация женщины" (Identificazione di una donna, 1982), которая становится его помощницей. Уже под именем Энрика Антониони в фильме
режиссера "За облаками " она исполнила небольшую роль продавщицы в бутике. В течение десятилетия после инсульта
Антониони не ставит полнометражных картин. Лишь в 1995 году при помощи немецкого режиссера
Вима Вендерса был поставлен новый фильм Антониони по мотивам его книги 70-х годов — "
За облаками" (Par-delà les nuages), за которым
последовало еще несколько картин. Антониони известен также и как писатель и живописец. |
||||||||||
Призы за творчество в целомПриз FIPRESCI — 1961, Берлинский МКФЗолотой лев — 1983, Венецианский МКФ Приз Франсуа Трюффо — 1991, КФ в Гиффони Приз за творчество в целом — 1993, Европейская киноакадемия Почетный приз — 1995, Американская киноакадемия Золотой грифон — 1995, КФ в Гиффони Приз за творчество в целом — 1996, Стамбульский МКФ Приз Пьетро Бьянки — 1998, Итальянский национальный синдикат киножурналистов Специальное упоминание — 2001, Национальное общество кинокритиков США |